СТАТЬИ

СЛЫШАТЬ. ЧУВСТВОВАТЬ. ПОНИМАТЬ.
Часть 1

pr_comГригор Микаэлян

 

 

Music

Содержание.

Глава 1 Предисловие. «Понимать» произведения искусства. Что это такое и правомочно ли такое определение. О музыкальном воздействии и о том, что такое музыка; какие переживания она вызывает. Труд Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». Через что познается музыка, и что познается музыкой. Об эмоциях и чувствах. Выводы о степени понимания музыки. Частые заблуждения. О музыкальных способностях восприятия. О восприятии музыки в старину; музыкальная риторика. Особенности современного восприятия музыки.

Глава 2 Что же все-таки значит понимать музыку? Формула соединения «подобное соединяется с подобным». Понятие абсолютной музыки – музыки без слов.

Глава 3 МУЗЫКАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ. Что дает повторение. Для чего нужно искусство. Мои детские размышления и наблюдения. Мой дед. История первого опыта музыкального воздействия. Механизм включения понимания. Занятные факты. Размышления об эталоне исполнения. Патетическая и Лунная сонаты Бетховена. К чему приводят эталонные исполнения. Музыкальное пространство, время и события. Первый опыт постижения. Отношение сверстников к классике. Что дает познать и пережить классическая музыка. Первые, но очень важные выводы. Совокупность обстоятельств, предшествующих пониманию. Понимание и истинный мотив понимания. Для чего, и нужно ли посещать живые концерты для понимания музыки. Необходимые условия запуска механизма понимания классической музыки. Последующее постижение и углубление. Мое детское понимание того, чем отличается классика от популярной музыки. Что следует называть классикой. О том, что я тоже был павлином.

Глава 4 Студенческие годы, и начало синдрома аудиофилии. Приобретение отечественной транзисторной аудиоаппаратуры. Начало проблем с восприятием, слухом и вкусом.

Глава 5 О Промысле. Изменение понимания литературы в детстве. Формулировка определения «понимать». Продолжение автобиографии. Встреча с поэзией. Психология развития и становления личности. Китайские трактаты о возрастных становлениях человека. История включения понимания поэзии. Роль Владимира Высоцкого в становлении восприятия. Причины, по которым могут не открываться произведения классики в должной мере. Об изменении планки восприятия. Определения слова «интеллигентный» в аутентичном русском понимании.

Глава 6 Новое восприятие.

Глава 7 Восприятие музыки в студенческие годы, временный откат назад. Чудесный Промысел и роль аудиоаппаратуры в восприятии. Музыка, которая меня заставила вспомнить классику, или – чем закончилась история поиска качественной записи. Отличие современной традиции восприятия музыки и ожидания от нее, от классической традиции. Музыка Жана Мишеля Жарра.

Глава 1.

Предисловие.
 
1.
 
Представляю на суд моего читателя этот обширный труд. Он плод моего многолетнего опыта, результат радения и помощи болеющих за меня и за данное дело людей.
 
 Одна из задач данной работы – ответить на вопрос: «Какова роль домашней аппаратуры в задаче верного восприятия и развития музыкальных способностей (особенно детских); какие критерии следует учесть, чтобы приобретенная аппаратура была частью познания, культурного развития и воспитания, а не простым средством для домашнего развлечения?»
 
Статья относится к разряду научно-популярных, так как не везде содержит точных ссылок. Важные научные ссылки я старался приводить, чтобы читатель имел возможность сам ознакомиться с оригиналом; но те, которые могли загромоздить статью – опускались. Тем не менее, даны точные наводящие сведения, по которым каждый сам может найти интересующую его соответствующую научную информацию.
Об идеологии компании «Аудио Музыка» и о том, как, и каким образом человек приходит к пониманию музыки и других видов искусств – данная обширная статья. Она будет состоять из нескольких частей. В рамках этой работы будут освещены важные темы, без которых невозможно, на мой взгляд,  сделать осознанный и правильный выбор, сделать прослушивание музыки плодотворным.
 
В первой части, в числе прочего, я старался раскрыть следующие вопросы:
 
- влияние аудиоаппаратуры на вкус и его становление, а также зависимость факта и степени понимания музыки от качества воспроизведения;
 
- автобиографические зарисовки с наглядными примерами и выводами;
 
- реальные примеры опыта постижения сложноорганизованных форм классических шедевров;
 
- что значит понимать музыку и другие произведения искусства?
 
- по каким критериям определяется верное развитие человеческого аппарата восприятия и понимания?
 
- становления личности и включение у нее потребности понимания более глубоких и сложных форм в искусстве, в частности, в музыке.
 
В дальнейшем я расскажу о своеобразном становлении российского менталитета в области музыки и аудиоаппаратуры, о становлении первого российского аудиожурнала «Аудио Магазин», об отличиях разных журналов, о диапазоне менталитета отечественных специалистов, точнее, о диапазоне менталитетов, и многое другое. В конце, я постараюсь дать квинтэссенцию всех мыслей относительно данной темы, которая поможет сформулировать детальное понимание слова «классика».
 Эта работа направлена на помощь меломану, она ставит целью привести к правильной оценке положения дел с музыкой и ее домашним прослушиванием.
 
Для того, чтобы составить комплект аппаратуры высокой верности воспроизведения, необходимо соблюсти следующие пункты:
 
- разбираться в музыке самых сложных форм и стилей, обладающих наивысшей информационной емкостью и событийностью;
 
- разбираться в аппаратуре и знать, на какие особенности воспроизведения влияют те или иные особенности сочетания, подключения, инсталляции и др. Частично об этом написано в рубрике «Важные рекомандации» на сайте;
 
- понимать, что изменилось в воспроизведении после того или иного внешнего действия с аппаратурой, проверяя качество звукопередачи на самом сложном музыкальном материале;
 
- иметь большой опыт в составлении комплектов, а, также, результат –  благодарных пользователей;
 
- иметь возможность сочетания большого количества техники, при условии соблюдения чистоты эксперимента и понимания физики происходящего.
 
 Естественно, что все, что я говорю – это моя субъективная точка зрения, ни в коем случае не претендующая на правду в последней инстанции. Пусть читатель сам расценит, а Господь рассудит.
 
***
 
«Понимать» произведения искусства. Что это такое и правомочно ли такое определение.
 
В одной из прежних рекламных брошюр журнала «AudioMusic» был слоган – «Слышать. Чувствовать. Понимать». Особенно заострю внимание на слове «понимать». Многие возражают, что музыку понимать не надо, ее нужно просто слушать.
 
В биографии Моцарта описаны случаи, когда в Вене, будучи шестилетним ребенком, он отказывался играть, пока не вызывали Георга Кристофа Вагензейля, известного композитора, органиста, пианиста и педагога того времени. Мотивировал он это тем, что только Вагензейль понимает.
 
mozart
 
Ученик Бетховена Фердинанд Рис в биографических заметках вспоминал, что когда он «допускал промах в пассаже» или «промахивался в нотах и скачках», Бетховен редко что-либо говорил.
 
beethoven
 
Но если он допускал изъяны в выразительности – Бетховен вскипал, поскольку считал, что первые ошибки случайны, а вторые означают недостаток понимания, чувства и внимания. Что имели в виду Моцарт, Бетховен, а также многие другие композиторы, под словом «понимать»?
 
 Только правильно определив и осознав для себя значение слова «понимать», может начаться настоящая интеллектуально-душевная работа относительно верного восприятия, и начнут открываться многие ранее недоступные уровни постижения.
Журнал «AudioMusic» создавался как друг и помощник тем, кто, умеет, или хочет научиться понимать. Для этого необходимо проникая в детали музыкальной ткани, развивать и совершенствовать в себе навык видеть внутренние структурные связи. Но что такое структурные связи, как научиться понимать и зачем совершенствовать навык?
Мне кажется, что это очень важный вопрос для отправной точки, так как сейчас многие, даже именитые музыканты отвечают на него скорее с конъюнктурных позиций, чем объективных.
 
 Только правильная оценка и принятие слова «понимать» может способствовать настоящему развитию музыкальных способностей и переживаний, поднятию их на новую качественную ступень. Первая часть этой обширной работы несет в себе цель рассмотреть этот важный вопрос на живых примерах и существующем опыте, раскрыть с разных сторон суть определения «понимать». Также будет определена роль аудио и видеоаппаратуры в задаче верного восприятия и понимания музыки. Эта работа может быть очень полезна родителям, желающим видеть своих детей многосторонне развитыми.
 
В статье будут приведены очень личные реальные примеры, которые мои друзья из самых искренних чувств, советовали давать с осторожностью, а то и вообще не давать. Однако мой опыт говорит, что эти примеры, рассказанные мной устно многим знакомым, очень им помогли в плане запуска механизма понимания важных и необходимых деталей для постижения новых сложноорганизованных форм музыки и других видов искусств. Поэтому, я все-таки решил не отказываться от личных примеров и привел много автобиографический событий. К тому же такой стиль изложения облегчает повествование, порой, делая его даже увлекательным.
 
Итак, моя автобиография приведена для факта воспоминания и сопереживания со мной важных для становления личности событий; узнавания психических процессов, происходящих примерно одинаково у разных людей; проигрывание моего опыта на себе. Это может привести к возможному запуску механизма для понимания более сложных форм музыкального содержания, если, конечно он еще не запущен. Если механизм запущен – то могут просто быть интересны некоторые детали познания, отличающие одного человека от другого. Они также могут осветить некоторые важные процессы.
 
***
 
 
О музыкальном воздействии и о том, что такое музыка; какие переживания она вызывает. Труд Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». Через что познается музыка, и что познается музыкой. Об эмоциях и чувствах. Выводы о степени понимания музыки. Частые заблуждения. О музыкальных способностях восприятия.
 
2.
 
В музыке, и правда, нет той информации, что называется смысловой с точки зрения речевого мышления. Однако в ней происходят события, мы, слушая, переживаем новое время, музыка несет в себе информацию, среда ее существования – пространство. И здесь надо сделать уточнения: события музыкальные, время музыкальное, информация музыкальная, пространство музыкальное и т.д. Потому, что за всеми музыкальными оборотами невозможно навсегда закрепить конкретных значений, как за словами в речи. Но настоящий меломан знает, что его переживания сродни переживаниям речи, только другие. До конца никому не удалось дать точные определения тому, что мы называем музыкальным переживанием.
В очень важном и значительном академическом научном труде Бориса Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей» (докторская диссертация, 1940 год), опубликованном полностью впервые в 1947 году, приведены следующие результаты предварительного анализа.
 
Борис-Михайлович-Теплов
 
- Музыкальное переживание по существу своему есть эмоциональное переживание; внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки…
 
- Переживание музыки должно быть эмоциональным, но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идет через эмоцию, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание.
 
- Восприятие музыки во всей глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки, средств познания. Мир музыкальных образов не может быть до конца понят «сам из себя».
 
Самое важное словосочетание в вышеприведенном тексте, вокруг которого строится весь смысл и на которое следует обратить самое пристальное внимание – это словосочетание «познаем мир». Его нельзя определить одним выражением, поэтому в данной статье мы будем потихоньку разворачивать это понятие, разглядывая его как алмаз со всех сторон, меняя постоянно ракурсы исследования. Это не просто расхожее или случайное словосочетание. Нам придется постичь его, для понимания многих вещей. И только в самом конце работы я смогу привести собирательную формулу, представляющую суть этого словосочетания.
 
А пока обратим внимание но то, что Теплов несколькими предложениями (как можно более близкими к научной терминологии того времени) дает объяснения, определяющие непосредственные музыкальные переживания. Из всего контекста видно, что слово эмоция употребляется им не в том узком значении, которое принято в новейшей терминологии. К тому же ему пришлось сделать слишком много уточнений, спрягающих слово «эмоция», чтобы привести эти объяснения и был понятен глубинный смысл сказанного.
 
Здесь надо учесть тот факт, что до определенного времени в психологии не было точного определения понятий «эмоция» и «чувство». Очень часто эти понятия использовались параллельно, часто как синонимы. Внятное различение этих понятий впервые было дано советским ученым-психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым в 1971году. Однако и эти определения расплывчаты, а в литературе можно встретить совсем другие оттенки этих понятий.
 
По мнению А.Н. Леонтьева, «чувства – это устойчивое эмоциональное отношение». Эмоции, в отличие от чувств и состояний, более кратковременны и ситуативны (Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Петровский А.В.).
 
АН-Леонтьев
 
Очень важным критерием для разделения понятий «эмоции» и «чувства» можно назвать – влияние культурно-социальных особенностей. Эмоции, не обусловлены культурно, тогда как для чувств влияние культурных особенностей носит ярко выраженный характер (Немов Р.С., Ильин Е.П., Симонов П.В.).
 
 Р.С. Немов отмечает, что чувство – это «высшая культурно обусловленная эмоция человека», П.В. Симонов добавляет, что чувства – это «эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, т.е. потребностей, возникших в ходе исторического развития человека» (см. «Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов». «Психология психических состояний: теория и практика». Материалы I Всероссийской научно-практической конференции.)
 
***
 
Мне кажется, что в телевизионном фильме «Евгений Онегин», показанном по каналу «Культура», автор филологического исследования, пушкиновед Валентин Непомнящий, очень интересно и популярно рассуждает на тему разницы между терминами эмоции и чувства.
 
Непомнящий
 
Высочайшую ценность для понимания сути многих явлений, а главное, для самопознания и духовного развития, имеет рассуждения автора над понятиями «натура» – «культура». Я очень рекомендую найти (наверное, есть на DVD илив интернете) и посмотреть эту программу. Валентин Непомнящий представляет в этой программе самое глубокое исследование бесценного вневременного шедевра Александра Пушкина.
Он в этой работе, может впервые, точно и ярко акцентировал внимание на нравственную особенность Православного восточного мироощущения и мировосприятия; влияние этого мировосприятия на искусство; отличия Православного восточного от западного мировоззрения; а также обратное – влияние искусства и роль художника в восточном Православном обществе.
 
***
 
  Приведу определения и отмечу разницу между понятиями «эмоция» и «чувство». Эти понятия отличаются в новейшей научной психологии. Эмоция – это примитивная реакция на раздражитель, связанная с деятельностью коры больших полушарий. Эмоции непосредственно связаны с инстинктами. Эмоции присущи даже животным. Чувство – сложное психическое явление (можно даже сказать духовно-душевное явление), обладающее сложной структурой. Оно может быть вызвано также в результате суммы полученных интеллектуальных и эмоциональных переживаний. Чувства строго не ограничиваются временем переживания. В отличие от эмоций, чувства обычно имеют объектную привязку; присущи исключительно человеку.
 
 При прослушивании музыки, несмотря на то, что непосредственные реакции на звуки, мелодии и аккорды являются эмоциями, но результат их взаимодействия создает музыкальные события. Музыкальные события – неоднозначное понятие. Оно сразу и безоговорочно принимается истинными любителями сложных форм, в частности – классики, но бывает не совсем понятно любителям легких жанров. Определение «музыкальные события» – говорит о сложно развивающейся драматургии в пределах произведения. У любителей сложных форм в искусстве, события произведения могут вызывать чувства (кстати, часто не ограничивающиеся временем контакта с произведением). Кроме того, сложные музыкальные события могут требовать интеллектуальной работы для связи музыкальных мыслей на больших временных интервалах и в пределах протяженной музыкальной формы, что также вызывает сложные эмоциональные реакции, близкие к чувствам. Но примитивная музыка может ограничиваться исключительно эмоциональным воздействием. Хотя, надо признать, что ограниченный интеллект иного слушателя, может испытывать только эмоции там, где другой, развитый слушатель, будет переживать музыкальные события на уровне чувств.
 
Исходя из вышеприведенной терминологии видно, что в определениях Теплова акцентируется внимание именно на чувственный характер музыкального восприятия, так как та мысль, что восприятие «эмоцией не кончается», указывает на более сложное воздействие музыки на человека, чем может дать обычная эмоция.
 
Некоторые авторы объясняют переживание музыки исключительно через знакомую, определяемую обычными словами эмоцию, впадая при этом в глубокое заблуждение. Можно, порой, встретить тексты, где авторы утверждают, что те или иные изменения высоты или темпа должны вызывать эмоцию радости, страха, восторга, грусти и тому подобное. Иными словами, приводят названия обычных бытовых эмоций. Подобные слова можно найти и в средневековых трактатах, так как нет слов для более точного описания музыкальных ощущений в теоретических целях. Но современная психология говорит, что нет абсолютной аналогии бытовым и музыкальным переживаниям. Речь может идти о какой-то похожести, что необходимо для определения концепции исполнения музыкантам. Искреннее использование бытовых определений эмоций в современных текстах о музыке может говорить о том, что авторы этих высказываний до конца не понимают самой сути музыкальных событий, а может и вообще – не переживают в музыке никаких событий. Описание восприятия музыки через бытовые эмоции очень искажает суть явления, недооценивает реальные, глубокие музыкальные переживания.
 
Самым вредным для правильного понимания сути вещей заблуждением новейшего времени, сплошь и рядом встречающимся в популярной аудиожурналистике, является то, что авторы говорят о какой-то передаче эмоций. Видимо имеется в виду, что музыкант испытывает эмоции во время исполнения, которые парапсихологическим способом передаются слушателю и, даже, могут записываться и воспроизводиться аппаратурой. В любой серьезной научной литературе указывается, что эмоции возникают у слушателя как реакции на средства музыкальной выразительности – интервала, ритма, такта, интонации и т.д. Гримасы музыкантов и особые телодвижения не являются музыкальными эмоциями – эти явления (так же как и артистическое визуальное воздействие на публику), имеют совершенно другую природу и к теме данной статьи не относятся.
Насколько верно аппаратура воспроизведет исходный музыкальный сигнал, настолько больше испытает слушатель эмоций. Эмоции музыканта и эмоции слушателя напрямую никак не связаны между собой и могут не иметь ничего общего. Эмоции зависят от очень многих факторов. Это видно из вышеуказанных научных исследований, особо останавливаться на этом вопросе не имеет смысла. Слушатель испытает тем больше эмоций, чем более верным будет воспроизведение.
 
***
 
Вряд ли любому музыкальному переживанию возможно дать точное определение эмоциональной реакции. Если эмоциональные реакции на музыкальные события были бы совершенно идентичны реакциям, которые можно переживать другим способом – не потребовалось бы познавать мир через музыку. В природе нет абсолютно взаимозаменяемых способов познания. В некоторой научной музыкальной литературе, для возможности объяснения музыкального образа исполнителю, могут иметь место условные употребления подобных определений. Но только как методические указания музыканту для каких-то особых педагогических целей. А вообще, мне кажется, привязка к бытовым эмоциям в музыкальной литературе даже вредна. Она ограничивает фантазию, как слушателя, так и развивающегося музыканта, делает музыкальную мысль однозначной и приземленной, лишенной изначальной таинственности.
 
С психологической точки зрения эмоции и чувства, создаваемые музыкой – чисто музыкальные, и никаким другим способом невозможно добиться абсолютно тех же переживаний. Скорее всего, многие авторы подходят к исследованию данного вопроса как бы со стороны – сами они никогда не испытывали глубоких музыкальных переживаний, то есть никогда не понимали музыку в том масштабе, который она может нести. Это и понятно, исследователи не всегда являются специалистами, или, хотя бы, серьезными истинными любителями музыки. Но более точно можно будет понять эту мысль чуть позже, когда мной будет сформулировано объяснение сути слова «понимать».
 
***
 
Еще хотелось бы заострить внимание на тот факт, что исходя из анализа, приведенного Б.М. Тепловым, глубина, да и вообще, понимание музыки, напрямую зависят от развитости индивида как интеллектуальной, так и духовной, так как научные исследования доказывают, что «мир музыкальных образов не может быть понят сам из себя». Поэтому, степень понимания, выбор жанров, вкус, реакции, эмоции и чувства слушателя – напрямую зависят от его врожденных биологических способностей, уровня образования, а также духовной, психической и интеллектуальной развитости.
 
Однако Б.М. Теплов отмечал, что «биологические задатки – это только предпосылки развития. Они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определенными условиями». По мнению Б.М. Теплова, «способности всегда являются результатом развития, нельзя говорить о способности, возникшей до начала развития, и о способности, достигшей вершины развития».
 
***
О восприятии музыки в старину; музыкальная риторика.
 
Само понимание развития и развитости менялось в разные эпохи. Если рассматривать человека в совокупной связи его духовных и нравственных установок, общей начитанности и коммуникационных возможностей, присущих его эпохе, то нам станет очевидно, что сама острота, глубина и качество восприятия себя и окружающей среды должны отличаться не только качественно, но и по существу. К примеру, достаточно представить, что всего сто лет назад, человек не мог так легко отвлекаться от своего внутреннего мира. Сегодня он, сам того уже не осознавая, отвлекается от него при помощи новейших средств коммуникации: интернету, телефонии, телевидению, радио, аудиоаппаратуре, быстрому передвижению на современном транспорте и т.п. Но человеку, обладающему сознанием, по природе присуще погружаться в свой внутренний мир. А значит, он сегодня искусственно оторван от естественности бытия, что несет следствием менее внимательное всматривание в трансцендентное (не познаваемое материальным опытом), но более внимательное в имманентное (познаваемое только материальным опытом, противоположное трансцендентному) – часто тривиальное и потребительское. Следовательно, следует признать, что и понимание музыки изменило свой вектор и предназначение. Еще у Теплова в середине 20 века писалось, что музыкой познается мир. Однако сегодня, основным слоганом продавцов музыки и аппаратуры, а также журналистов популярной прессы является тот, который убеждает потребителя, что музыка лишь средство развлечения. Не удивительно – развлечение продается значительно легче и быстрее познания.
 
3.
 
 В древности люди пытались дать мелодическим и гармоническим ходам устоявшиеся значения.
Еще в античные времена многие философы говорили о математической идентичности соотношений и пропорций в проявленном визуальном мире и музыкальном. Глубокие исследования в этой области, к сожалению, невозможны, из-за отсутствия достаточных знаний о музыке того периода.
 
Науке известно, что и в григорианских хоралах (6 век по Р.Х.), и в средние века, и в эпоху барокко, в музыке еще применялись определенные мелодические ходы, называемые фигурами, которые обозначали вполне конкретные образы. Судя по всему, фигуры применялись всегда, но из эпохи барокко современным исследователям известны конкретные ассоциации для фигур, так как сохранилось немало аутентичных текстов. Об этом много написано в различных трудах, как древних, так и современных. Много информации и деталей можно найти в известном труде Альберта Швейцера «И. С. Бах», но дополнительные мысли могут возникнуть и после прочтения новейших книг, особенно работ русских исследователей. Дело в том, что менталитет западных и российских ученых очень часто отличается изначальными духовными установками. Поэтому трактовки одних и тех же научных данных могут иметь разный вектор.
 Здесь я не буду ничего рекомендовать, потому что работ очень много, читатель при желании может сам сделать соответствующие выводы, воспользовавшись поиском в Интернете по таким ключевым словам, как «музыкальная символика», «музыкальная риторика», «музыкальная теория аффектов» и тому подобное.
 
***
 
 Музыкальная речь, обусловленная устоявшимися музыкальными фигурами, в новейшем музыковедении называется музыкальной риторикой. Во всей глубине понять и ощутить, что же чувствовали люди в ту эпоху, когда такая музыка была нормой, крайне затруднительно. Мне кажется, что и сейчас данная информация многими воспринимается не совсем адекватно.
 
 Старинные музыкальные переживания трудно понять при сегодняшнем мироощущении. Музыка писалась и слушалась в древности совершенно по-другому. Человечество подметило, что некоторые музыкальные обороты вызывают у людей настолько схожие ответные движения души, что за ними можно закрепить вполне определенные ассоциации. И о них было известно слушателю, они передавались из поколения в поколение, им обучали детей. Для этого надо было иметь, видимо, очень схожую систему ценностей.
"Хорошо темперированный клавир" И.С. Баха написан по этому принципу: каждый музыкальный оборот передает конкретное Евангельское повествование. Люди в те времена, будучи знакомы с такой "музыкальной речью", буквально созерцали евангельские события и наполнялись трансцендентными чувствами через музыкальные фигуры, испытывали глубокие духовные переживания. Причем переживания касались не только каких либо событийных явлений. Музыкальными фигурами передавались такие понятия, как Воскресение и Вознесение Господне, трепет и поклонение, предательство и сокрушение, смерть и рождение…
 
Особенности современного восприятия музыки.
 
Сейчас культура музыки совсем другая, она провозглашается как развлекательная. Музыкальное восприятие человека воспитанного на современных средствах массовой информации и поп культуре не дает возможности раскрыть в человеке глубинную способность к истинному музыкальному переживанию; тому, которое могло быть у слушателей, не будь они подвержены психологическим отклонениям через современные средства навязывания понятий. Поэтому получается, что многие даже не имеют опыта истинного музыкального переживания. Эмоции, возникающие в клубах и на концертах популярной музыки, многие ошибочно ассоциируют с музыкальными переживаниями. Также многие путают эмоции, возникающие при посещении концертов классики, в случае, когда они ее не понимают.
 
Новейшая культура учит испытывать  необузданную простую страсть и эмоции. А эмоции не могут быть результатом суммы переживаний, они слишком просты и не охватывают больших временных интервалов повествования и событий. Хотя старинные трактаты тоже используют слово «эмоция», но само содержание повествования (рассказы на духовные темы) говорит о совершенно другом изначальном посыле и смысле использования этого термина. Только чувства – это естественная и необходимая потребность развитого человека, для созерцания и познавания мира, собственного личностного роста, расширения сознания.
 
 Массовая поп культура скорее похожа на особое средство, притупляющее чувства, но усиливающее эмоциональную реакцию, что в свою очередь ведет к серьезным нарушениям целостности души. Делается это путем внедрения таких форм изменения высоты и ритма, которые воспринимались бы со значительно меньшим усилием со стороны слушателя, с меньшими затратами на работу умственных и душевных сил. Максимальная роль отведена именно ритму, аналогично культовым обрядам первобытных народов. Остальные виды музыкального воздействия сведены к уровню, вызывающему со временем атрофию к их восприятию.
 
Конечно же, внедрение не идет осознанно со стороны каких-то особых заговорщиков. Оно является естественным результатом общего изменения позиций общества относительно понятий «чувства», «нравственность», «духовность» и т.п. Основная масса людей ведома потоком изменения общих нравственных позиций, поэтому сильно подвержена влиянию моды.
 
 Абсолютное понимание красоты, гармонии, нравственности и духовности –  является свойством сильной индивидуальности, встречается крайне редко, от общего хода изменения ценностей эпохи зависит незначительно, а то и вовсе не зависит.
 
Никогда не испытавшие высоких чувств люди, в виду отсутствия опыта, и не подозревают о существовании более возвышенных состояний, и считают свои эмоциональные переживания наивысшими.
 
***
 
4.
 
Именно, для понимания музыки, обмена информацией и опытом, возбуждения интереса у молодежи к настоящему музыкальному переживанию, создавался журнал «AudioMusic». Задумывался такой журнал мной еще в середине девяностых, но первое воплощение получил в 2000 году. Первые попытки что-то сказать на эту тему я предпринимал еще в статьях журнала «Аудио Магазин» до 1998 года. Но об этом я расскажу позже, когда настанет очередь данной информации. Сейчас лишь отмечу, что те старые статьи мне теперь не нравятся. В них присутствовал возрастной максимализм и задиристость. К тому же, там чувствуется особый стиль, навязанный западной аудиопрессой (и почитаемый тогда в коллективе редакции). Мне известны и другие личные события, повлиявшие на него, но обо всем по порядку. Пока придется признать, что, видимо, находясь в молодом и незрелом психологическом возрасте, я был подвержен разным влияниям. Но, несмотря на это, многие уважаемые мной люди говорят, что им нравились и нравятся те мои старые статьи. Я, как редактор, сейчас сам не пропустил бы их в том виде в печать; хотя тогда, по анкетам читателей, они были самые читаемые.

 Не знаю, по какой причине в электронной версии журнала «Аудио Магазин» нет ни одной моей статьи, но, во всяком случае, мне это на руку. Во-первых, у меня меньше компроматов. Во-вторых, если вспомню оттуда что-то интересное, то в обновленной редакции смогу опубликовать здесь. Далее