ТЕСТИРОВАНИЕ / Аналоговые источники / Тонармы

AUDIO NOTE ARM3 тонарм ($2139)

 

Текст данной страницы является частью большой статьи
Аппаратура средней ценовой категории. Возможно ли научиться понимать сложные оркестровые формы с ее помощью? , которую мы рекомендуем прочитать полностью

"…тонарм, который представляет собой классический Rega RB 250 – отличается от оригинального проводкой внутри самой трубки тонарма, и кабелем, идущим от тонарма к корректору. В нашем случае, тонарм представлял собой версию Arm Three. Это значит, что в тонарме были использованы серебряные литцендратные специальные проводники AN-AI, а на выходе – кабель Audio Note AN-Vx/AN-P.


 

Технические характеристики:
Эффективная длина 237 мм
Расстояние от центра вращения шпинделя до центра вращения тонарма 222 мм (кстати, в инструкции от AudioNote, почему-то указано 220 мм)
Выход за шпиндель 15 мм
Угол коррекции 21.63 градуса
Эффективная масса 12 г
Масса головки звукоснимателя от 4 до 11 г
Кабель в тонарме Audio Note AN-AI
Выходной кабель Audio Note AN-Vx/AN-P
Высота тонарма регулируется только с помощью специальных колец разной толщины: они в комплект не входят, и, при необходимости, приобретаются у дилеров фирмы Rega
Сайт производителя www.audionote.co.uk
 
 
Понятно, что тонарм от Audio Note идеально совмещается со всеми головками начального уровня Audio Note, а именно IQIIQII и IQIII, а также с MC-головкой AN IoI. Другие головки от Audio Note – будут слишком тяжелы для этого тонарма. 
 
До недавнего времени, в качестве тонарма для второй и третьей модификации использовалась модель Rega OEM RB 300. Но в последнее время инженеры Audio Note стали использовать именно RB 250 для всех трех типов кабелей, мотивируя это лучшими музыкальными характеристиками. Отказ от RB 300 произошел одновременно со снятием его с производства. В RB 300, как и в RB 250, использовалась магнитная система антискетинга, но вот конструкция противовеса отличалась. В RB 300 был использован пружинный механизм точной настройки прижимной силы. Сначала надо было установить "0" на специальном кольце, потом сбалансировать тонарм при помощи перемещения противовеса, а после установить по шкале на кольце точное значение прижимной силы. Эта функция осуществлялась с помощью специальной пружины, изменение силы упругости которой создавали прижимную силу относительно положения, сбалансированного грузом противовеса.
 
Более простая версия, а именно RB 250, использующая ту же трубку из алюминиевого сплава – не имеет в своей конструкции подобного усложнения. Груз противовеса в этой модели просто может перемещаться по резьбовому валу, а точность прижимной силы обеспечивается подсчетом количества оборотов относительно сбалансированного состояния тонарма. Таким образом, прижимную силу в более простой модификации обеспечивает только положение противовеса. Я помню спецефическую окраску при воспроизведении тонармом RB 300. В конце 90-х, работая в "Аудио Магазине", я тестировал несколько моделей проигрывателей, и они находились у меня дома более полугода. Тогда RB 300 стоял и на Systemdek 2×2, и на Michell Gyrodek.Одновременно у меня находились Roksan Xerxes и второй Systemdek 2×2, на которых были установлены тонармы Roksan Tabriz.
 
Вспоминается, что я никак не мог понять, почему один Systemdek, на котором был установлен тонарм RB 300, воспроизводил записи более резко, напоминая звучание компакт-диска. Особенно это ощущалось на резких динамических выбросах оркестра – в момент тутти струнные проявляли жескость, терялся естественный баланс между шумом звукоизвлечения и тоном, скрипки и альты смешиваясь, становились похожими. Терялось естество тембра, он становился внутренне напряженным, неестественным. Хотя, думаю, многие аудиофилы, для кого музыка не цель, а цель – рассуждение об аудио, могут дать предпочтение такому искаженному воспроизведению. Если слушать безотносительно понимания содержания музыки, используя простые музыкальные жанры – то может показаться, что в голосе певцов больше напряжения – а значит лучше передаются эмоции. Но так как наш журнал ориентирован все-таки на разбирающихся в музыке меломанов, я открыто скажу, что инженеры Audio Note действительно правы: модель RB 300 искажает тембр, внося резонансы в звучание, делая его менее натуральным. Тогда, в конце 90-х, я обратил внимание на то, насколько отличалось воспроизведение тонармом Roksan Tabriz. Его звучание было намного естественнее и мягче. Однако, мне тогда казалось, что он подкрашивает тембры, уводя их в "теплую" сторону. Но сложно теперь делать выводы, ведь в тонармах использовались совершенно разные провода. Может провод в тонарме Roksan добовлял теплоты. Это, кстати, в какой то мере подтвердилось после прослушивания модели Xerxes. Помню только, что модель Tabriz имела возможность легкой смены выходного кабеля, и это позволило добиться очень высокой прозрачности воспроизведения, которая отвлекла от проблем с окраской звучания.
 
RB 300 звучал в целом нейтральнее, передавал больше градаций тембра в тихих местах записей. Но стоило оркестру войти в тутти, стоило поставить диск с большим количеством голосов и инструментов – появлялась механистичность и жесткость. Почему я об этом так подробно говорю? Потому что стол от Audio Note - это почти тот же Systemdek! Нисколько не умоляя новые достоинства этого стола, являющиеся результатом введения дополнительного двигателя, новых антирезонансных материалов ведущего диска, экранирования и т.п., хочу отметить, что при прослушивании я очень ярко вспомнил старый Systemdek. И в этот раз, с тонармом RB 250 была совершенно другая картина. Мощнейшие динамические выбросы не вносили в звучание никаких резонансов – тембры натуральных инструментов сохраняли ясность и натуральность на всем протяжении динамического изменения звука. При этом сохранялась "реговская" нейтральность и способность передавать большое количество градаций тембра. Вспоминается, что и противовес у RB 300 был меньшего диаметра. Это придавало некоторую "сжеванность" при воспроизведении большого состава и невнятное бубнение в басовых регистрах, не позволяющее толком расслышать партии басовых инструментов. Может на простой популярной музыке ритм баса и не разрушался, точнее сказать – воспринимался удовлетворительно – однако уже на джазе хотелось отчетливее слышать контрабас и барабаны. Помню, что когда заменил противовес, переставив его с Michell, звучание задышало – партии инструментов раздвинулись, перестали слипаться, появилась ясность, стало легче следить за линиями. У Michell – противовес был всего лишь уже, но больше диаметром. Это позволяло изменить приведенную массу. В модели RB 250 - противовес по форме похож на "мишеловский". Хотя сейчас Michell предлагает более интересные конструкции противовеса для модели тонарма Rega RB 250. Грузик теперь сильно смещен под ось тонарма.  
 
Многие предпочитают применять противовес, разработанный фирмой Michell Engineering. Он позволяет проигрывать с меньшими проблемами коробленные диски, имея лучшее слежение за канавкой – за счет смещения центра тяжести противовеса. Желающие могут поискать подробную информацию на сайте фирмы - здесь.  Можно заказать и переходной вал и противовес "мишелловской" конструкции.
 
Clearaudio
 
 
Фирма Rega утверждает, что продолжает выпускать тонарм RB 300 в версии OEM, однако ни одна новая модель проигрывателя от фирмы Rega теперь не использует этого  тонарма. В новом RB 301 уже применяется какая-то новая конструкция системы антискетинга. Также изменено крепление нового тонарма к столу – оно теперь осуществляется тремя винтами. Не знаю, существует ли модификация со старым классическим креплением  скорее всего такой модификации пока нет. Как изменилась система установки прижимной силы в новой конструкции – еще предстоит узнать. Однако старая конструкция, та что применена в старом RB 300 - действительно портила звук. Скорее всего на качество воспроизведения отрицательно влияла пружина, или какой-то просчет, допущенный в этой конструкции. Владельцам тонарма RB 300 хочу посоветовать не использовать механизм установки прижимной силы. Следует поставить значение на кольце "0", а прижимную силу отрегулировать с помощью специальных весов. Если сверхточные электронные весы не по карману, то следует приобрести хотя бы механические. Насколько я знаю, такие весы есть у фирмы Ortofon, и стоимость их вполне реальная.
 
 

Тонарм RB 250 вполне справляется со своими задачами, тем более, что провода от Audio Note действительно уникальные, и на их ответственности лежит очень большой процент успеха от качества воспроизведения этого тонарма. Здесь надо дополнительно сказать, что противовес тонарма RB 250 крепится на пластиковом резьбовом переходном валу, а в RB 300 – вал был металлическим. Влияет ли отрицательно пластиковый вал – сказать сложно. В звуке никаких противоестественных призвуков не обнаружилось. Передаваемый тембр акустических инструментов очень натуральный. Для любителей и энтузиастов апгрейда – совет уже есть. Это Michell, или другие фирмы, специализирующиеся на апгрейдах.  

Как настраивать головку можно прочитать во многих местах. У нас на сайте, в разделе «Важные рекомендации», появилась статья Евгения Комиссарова, где он объясняет суть настройки самым подробным образом. Я даже не встречал такого подробного описания на западных сайтах. Так что желающие имеют возможность глубоко разобраться в сути этой настройки…" Читать полностью

Подажа. Купить в магазине «Аудио Музыка»