СТАТЬИ

АППАРАТУРА СРЕДНЕЙ ЦЕНОВОЙ
КАТЕГОРИИ. ВОЗМОЖНО ЛИ
НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ СЛОЖНЫЕ
ОРКЕСТРОВЫЕ ФОРМЫ С ЕЕ ПОМОЩЬЮ?

Григор Микаэлян

 

 

Содержание.

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8

Страница 9
 

Мой приятель искал достойный фонокорректор. Чем закончилась эта затея

Когда один из моих молодых приятелей пожаловался мне, что не может понять, в чем прелесть винила, я очень удивился – ведь разница звучания CD и LP очевидна. Однако, побывав у него в гостях, я сам убедился в том, что на его тракте и в самом деле разницы почти не было. Более того – хлесткость динамических выбросов инструментов была невпечатляющей, а динамические оттенки – те, что любителя винила заставляют еще возиться с «древним» неудобным форматом и не склоняют к переходу на CD– ничем не отличались от привычного для средней системы звучания компакт-диска. Разве, что звук был немного мягче и глаже, чем при воспроизведении с CD. И то – в последнее время цифровые записи научились делать так, что по окраске они почти не отличаются от аналоговых. А учить вылавливать интонационные интерпретационные детали при анализе качества воспроизведения – как я постоянно убеждаюсь – дело неблагодарное.

В качестве корректирующего усилителя – мой приятель использовал корректор, встроенный в современный многоканальный ресивер для домашнего кинотеатра. Проигрывателем LP выступал один из старых популярных Торенсов – TD-318 – с весьма популярной недорогой головкой Audio Technica AT440LMa. Хоть проигрыватель и головка недорогие, но показать прелесть аналогового воспроизведения – вполне способны. В системе моего приятеля они звучали хуже проигрывателя компакт-дисков.
 
Мое подозрение сразу пало на встроенный в усилитель корректор, так как воспроизведение CD воспринималось лучше. Приятель спросил совета насчет корректора, но после разговора о ценах впал в уныние. Я решил «пробежаться» по Интернету и найти для него хоть что-нибудь подходящее. Из доступных на рынке моделей вырисовывались: Rega, NAD, Project, Cambridge Audio, Musical Fidelity, Creek. Я ему посоветовал эти выносные блоки послушать в магазинах, взять под залог (там, где можно договориться) и определиться.

Случилось так, что я, абсолютно случайно, в гостях услышал воспроизведение записей корректирующими усилителями Rega и NAD. Воспроизведение первого, с родным проигрывателем P3 – мне показалось «по-аналоговому» гладким, но не столь динамичным – терялась разборчивость на тяжелых динамических композициях. К тому же характер звукопередачи с мягким матом на диске, который обычно «по умолчанию» идет в комплекте с Rega – может нравиться очень многим, но не любителям классической музыки. Потому что, при использовании мягкого мата всегда страдает артикуляция и детальность передачи инструментов, особенно виолончелей – а их партии несут очень значимую роль. О натуральности тембров в оркестре, их очерченности и детальности – лучше вообще не говорить.

Второй корректор, то есть NAD, отличался «пластмассовостью» окраски звучания, но лучшим разделением звуков. Хотя, мне показалось, что это разделение искусственное и получено за счет особой тональной окраски. Мне, как любителю классики и джаза – эти варианты не очень понравились. При воспроизведении акустических инструментов, тембр мне показался слишком обедненным. Однако мироощущение любителей популярной музыки иное – они чаще всего обращают внимание на ритмичность баса и его четкость, количество высоких и их красивость – считая, что этого достаточно для нормального восприятия музыки.

Но приятель настаивал, чтобы я давал советы, ориентируясь исключительно на свой вкус. Следует особо отметить, что слушал я эти аудиосистемы в гостях, ничего не менял и не трогал, поэтому утверждать, что описанное мной воспроизведение полностью соответствует истине – не стану. Но на эмоциональном уровне захотелось послушать другие марки корректоров.

В одном из известных Петербургских магазинов продавался ламповый Project, но там работал очень ленивый, а потому, как следствие, неприветливый продавец, и прослушивание окончилось мимолетным впечатлением – к сожалению, не помню каким.

Тогда я решил использовать старые связи и поочередно брать к себе домой разные корректоры, которые доступны на Петербургском рынке, а детальное исследование всех тех корректоров, что мимолетом мне не понравились в чужих системах – оставить на будущее.

Я обратился в знаменитую в Санкт-Петербурге фирму "М-Аудио", которая мне, в свое время, дала определенную известность благодаря работе в журнале «Аудио Магазин». Теперь она выросла в крупнейшего дистрибьютора большого количества брендов. Мне сразу же предложили популярный на западном рынке корректор Creek OBH-15, который может воспроизводить сигнал как с ММ, так и с МС головок.

Creek OBH-15 фонокорректор 

 
 
 
Технические характеристики фонокорректора Creek OBH-15:
Разделение каналов на ММ не менее 37 дБ, на MC не менее 56 дБ
Диапазон частот 20-20000 Гц +/- 0,25 дБ
Отношение сигнал/шум на входе ММ не хуже 83 дБ, на МС не хуже 75 дБ
Коэффициент нелинейных искажений ММ не более 0,03%, MC не более 0,05%
Равномерность RIAA характеристики +/- 0,5%
Выходное сопротивление 100 Ом
Чувствительность входа ММ 3,5 мВ, входа MC 0,5 мВ
Входное сопротивление ММ 47 кОм, МС 1000 Ом
Входная емкость ММ 220пФ, МС 3300 пФ
Входное напряжение ММ 2,5 мВ – 5 мВ, MC 0,5 мВ – 1 мВ
Напряжение питания 24В / 30 мА
Габаритные размеры Ш x В x Г 100 х 66 х 150мм
Сайт производителя www.creekaudio.co.uk
 
Воспроизведение музыки на модернизированном Thorens SD-150 с тонармом SME 3009 (внутренняя проводка – Cardas, внешняя – Audio Note AN-V) и головкой Audio Note IQII показалось очень необычным по сравнению с другими корректорами, которые я слышал. Воспроизведение через фонокорректор Creek OBH-15 по передаче динамических нюансов и передаче переходных динамических характеристик (плавность и точность динамического [громкостного] хода звуков инструментов и голосов) заставило вспомнить ламповый корректор Audio Note M2, который я считаю лучшим в своей ценовой категории. Конечно, наполненность тембров сравнивать не корректно, все-таки совсем разные ценовые категории, но Creek вполне обеспечивает хорошее восприятие натурального тембра – причем такое, что через небольшой промежуток времени полностью погружаешься в музыку, не замечая никаких изъянов в звукопередаче. И даже, я сказал бы, что качество передачи тембров для корректоров этой цены – просто феноменальное.

Audio Note TT2 проигрыватель грампластинок 
Audio Note IQI, IQII, IQIII головки звукоснимателя 
Rotel CA-1062 интегрированный усилитель 

Воодушевившись, я договорился с моим давним другом и одним из самых разбирающихся в звуковоспроизведении и аппаратуре на Петербургском рынке человеком – Романом Немченко, о прослушивании корректора у него на фирме с другим трактом. У Романа в салоне находился проигрыватель Audio Note TT2 с головкой IQIII, и хороший в своей ценовой категории усилитель Rotel CA-1062. Правда, сейчас уже этот усилитель снят с производства. Усилитель Rotel CA-1062 отличается великолепной передачей ритма, микроритма, агогики, динамики и микродинамики для своей ценовой категории.
 
 
Технические характеристики интегрированного усилителя Rotel CA-1062:
Мощность 60 Вт на канал при 8 Ом
Коэффициэнт нелинейных искажений не более 0,03%
Диапазон частот 10 – 100000 Гц,  +1/ -3 дБ
Коэфициент демпфирования 150
Входное сопротивление 24 кОм
Отношение сигнал / шум не хуже 95 дБ
Встроенный фонокорректор
Входов – 3 линейных входов, 1 фоно вход + 2 для кассетной деки
Выход предварительного усилителя
Выход на головные телефоны
Потребляемая мощность 300 Вт
Масса 7,8 кг
Габаритные размеры Ш / В / Г 430 х 92 х 355мм
Сайт производителя www.rotel.com/RUS
 
Это создает хорошую «связь» с исполнителем, что, в свою очередь, позволяет простить усилителю некоторое однообразие и обедненность тембров. Такая обедненность присуща всем компонентам в этой ценовой категории, а по большому счету – присуща почти всей транзисторной технике низкой и средней ценовых групп. Кстати, проблема обедненности – часто встречается в любых, даже сверхвысоких ценовых группах. К сожалению, эта особенность затрудняет глубокое понимание крупных оркестровых произведений, а также сложных квартетных форм, таких как последние квартеты Бетховена. Но для тех, кто далек от этих жанров – усилитель может принести немало радости.
 
Проигрыватель грампластинок Audio Note TT2 может работать на скоростях 33 и 45 об/мин, использует особый антирезонансный акриловый диск, позволяющий расслышать в фонограмме колоссальное количество тембровых оттенков. Акриловые диски, в принципе, используют многие фирмы, выпускающие проигрыватели грампластинок. Но все они разные. Многие, видимо, не очень придают этому значение. Скажу, исходя из своего опыта, что независимо от кажущейся похожести цвета и материала акрила, звучание различается. Одни и те же пластинки раскрываются по-разному – на одних акриловых дисках не отличишь флейты от гобоя (имеется в виду по окраске, а не по звукоизвлечению), на других – этот же отрывок воспроизводится с таким тембровым контрастом между инструментами, что представляется на суд совершенно другая интерпретация. Тогда и начинаешь понимать насколько обманчиво аналоговое воспроизведение: кажущаяся натуральность динамических оттенков и выбросов, порой, заставляет поверить в совершенно искаженную картину звукопередачи. Кстати, очень часто в спорах о глубине интерпретации, спорщики не могут договориться именно из-за того, что на их трактах звучание разное. В связи с тем, что у большинства меломанов достаточно скромная аппаратура, я часто с сожалением отмечаю, что исполнители «яркого стиля» пользуются у них большей популярностью, чем исполнители более глубокие. В общем, акриловый диск проигрывателя Audio Note TT2 способен сохранить при воспроизведении с хорошими головками очень высокую тембровую подробность в оттенках.
 
 
Технические характеристики проигрывателя LP Audio Note TT2:
Привод пассиковый
Вращение от двух 24-полюсных синхронных двигателей, установленных диаметрально противоположно на антирезонансных подвесах.
Потребляемая мощность 3.3 В*А
Скорости 33 и 45 оборотов в минуту, изменяемые в ручную
Пассик неопреновый, круглого сечения, один
Расстояние от центра вращения тонарма
до шпинделя можно регулировать относительно 220 мм на +/- 3 мм
Габаритные размеры Ш/В/Г 470 x 170 x 360 мм
Сайт производителя www.audionote.co.uk

Здесь необходимо добавить, что эффект применения акрилового диска в полной мере может проявиться только при использовании специальных прижимных устройств, называемых клэмпом. Слово клэмп – прямое заимствование английского названия этого устройства. Это устройство необходимо, чтобы пластинку с диском объединить в единую резонансную систему. Тогда, возникшие в массе винила спектры различных вибраций и резонансов уже не будут мешать более точному сканированию канавки записи.Это напрямую влияет на артикуляцию инструментов по всему диапазону, а также на передачу тембровых градаций. Мы во время тестирования использовали клэмп фирмы Clearaudio.
 
 
Диск проигрывателя Audio NoteTT2 вращается двумя синхронными двигателями через один упругий неопреновый ремень (пассик). Неопрен – материал, очень долго сохраняющий свои физические качества. Поэтому такой ремень, можно сказать – на очень долгие годы! Нижний ведущий диск, на котором стоит акриловый – теперь (в последних модификациях) сделан из особого антирезонансного материала, который способствует лучшей развязке между пластинкой и самим шасси.
 
 Два двигателя и упругий ремень позволяют увеличить крутящий момент и хорошо стабилизировать скорость вращения, создавая при этом эффект близкий к тому, которым славятся старые роликовые проигрыватели, типа популярных по сей день Garrard 301 и 401. В результате – воспроизведение ТТ2 отличается собранностью звуковых образов во времени. Для обычных ременных приводов, подобных тем, что в старых Торенсах и Линнах, такая передача ритма и микроритма, стабильность и плотность тембров – практически недостижима. Снижению шума и резонансов самой массы винила способствует как сам акрил, так и другие материалы, находящиеся в механической связи "игла – тонарм – подвес – подшипник – ведущий диск – акриловый диск – грампластинка". Кстати, применение двух двигателей с упругим ремнем способствует значительно более низкому рокоту, чем при использовании прямой передачи вращения с двигателя на ролик и диск. (В самой дорогой модели от фирмы Audio Note, используется уже три двигателя).
 
 
Тем не менее, следует заметить, что при приближении иглы к концу диска, головка находится фактически над вторым двигателем. Однако электромагнитная наводка от двигателя (обычно – слышимый в динамиках гул) почти незаметна. Ее можно обнаружить только на очень высоких положениях ручки громкости. Этого инженеры фирмы Audio Note добились, благодаря введению экрана из мю-металла, расположив его прямо над вторым двигателем. Судя по всему, такая доработка имеется только в моделях, выпускаемых в последнее время (где-то после 2008 года). Говорят, что в самых последних моделях, выпущенных в этом году - экранированы уже два двигателя.
 
Несмотря на внешнюю простоту, этот проигрыватель можно поставить в один ряд с ведущими моделями, завоевавшими популярность за предыдущие десятилетия. Благодаря выбранным материалам узлов, он, при кажущейся примитивности, обладает очень высокой виброизоляцией и отсутствием негармоничных резонансов корпуса. В то же время вспомним, что этот проигрыватель – есть не что иное, как модернизированная версия проигрывателя Systemdek IIX, разработанная еще в 70-е годы. В середине 90-х она, почти в том же виде что ТТ2, с новым акриловым диском и измененным дизайном верхней части корпуса – называлась Systemdek 2x2. Правда самая последняя его модификация, та, что тестировалась мной еще в «Аудио Магазине» – похоже канула в лету. Насколько резонансные характеристики акрила, конструкция подшипника, диаметр втулки и используемое во втулке масло соответствуют старой модели Systemdek 2х2 – теперь сказать сложно. Но не думаю, чтобы повторение было абсолютно слепым. Это не в стиле фирмы Audio Note.

Тонарм, который представляет собой классический Rega RB 250 – отличается от оригинального проводкой внутри самой трубки тонарма, и кабелем, идущим от тонарма к корректору. В нашем случае, тонарм представлял собой версию   Arm Three  . Это значит, что в тонарме были использованы серебряные литцендратные специальные проводники AN-AI, а на выходе – кабель Audio Note AN-Vx/AN-P.
 

Технические характеристики тонарма Audio Note ARM3
Эффективная длина 237 мм
Расстояние от центра вращения шпинделя до центра вращения тонарма 222 мм (кстати, в инструкции от AudioNote, почему-то указано 220 мм)
Выход за шпиндель 15 мм
Угол коррекции 21.63 градуса
Эффективная масса 12 г
Масса головки звукоснимателя от 4 до 11 г
Кабель в тонарме Audio Note AN-AI
Выходной кабель Audio Note AN-Vx
Высота тонарма регулируется только с помощью специальных стальных колец разной толщины: они в комплект не входят, и, при необходимости, приобретаются у дилеров фирмы Rega
Сайт производителя www.audionote.co.uk

Понятно, что тонарм от Audio Note идеально совмещается со всеми головками начального уровня Audio Note, а именно IQI, IQII и IQIII, а также с MC-головкой AN IoI. Другие головки от Audio Note – будут слишком тяжелы для этого тонарма.
 
 
 
Технические характеристики головок звукоснимателя Audio Note IQ1, IQ2, IQ3:
Диапазон частот 20 – 20000 Гц +/- 2 дБ
Разделение каналов не менее 25 дБ при 1000 Гц
Чувствительность 6,5 мВ +/-1,5дБ, при 1000 Гц и 5 см/с
Диапазон прижимной силы 1,5-2,5 г
Рекомендованная прижимная сила 1,75 г
Сопротивление нагрузки 47 кОм
Емкость нагрузки 150-200 пФ
Внутренняя индуктивность 570 мГн
Внутреннее сопротивление 660 Ом
Податливость вертикальная 16 мм/H, горизонтальная 24 мм/H
Масса 6,3 г
Вставки с различными типами игл взаимозаменяемые
Сайт производителя www.audionote.co.uk

 
Катушки головок всех трех моделей совершенно одинаковые, в них используется сверхтонкая медная нить. Представители фирмы утверждают, что нить настолько тонка, что использовать серебро для данной конструкции технологически вообще невозможно. Отличия трех моделей заключаются в сменной вставке. Первые две – используют профиль иглы от Van Den Hull. В IQ I используется профиль FG Type 2. В IQ II - профиль более сложный, позволяющий очень точно следить за канавкой. Он называется FG Type 1. В головке IQ III используется уже профиль собственной разработки, применяемый в серии головок MC и называющийся AN Type 2. Кроме того, в первых двух моделях, кантилевер изготовлен из алюминиевой трубки, а в третьей – из титановой. Каждая следующая модель дает прирост качества воспроизведения, характеризующийся улучшением разделения инструментов, динамических выбросов и оттенков, звуков высокочастотного спектра, лучшим качеством воспроизведения коротких витков канавки. Это при том, что даже самая первая модель заметно отличается от большинства головок на рынке выдающимся качеством. Головки выдают очень высокий выходной сигнал, заметно выигрывают у головок многих других производителей по шумам, а также по передаваемой плотности и естественности тембров.
 
До недавнего времени, в качестве тонарма для второй и третьей модификации использовалась модель Rega OEM RB 300. Но в последнее время инженеры Audio Note стали использовать именно RB 250 для всех трех типов кабелей, мотивируя это лучшими музыкальными характеристиками. Отказ от RB 300 произошел одновременно со снятием его с производства. В RB 300, как и в RB 250, использовалась магнитная система антискетинга, но вот конструкция противовеса отличалась. В RB 300 был использован пружинный механизм точной настройки прижимной силы. Сначала надо было установить "0" на специальном кольце, потом сбалансировать тонарм при помощи перемещения противовеса, а после установить по шкале на кольце точное значение прижимной силы. Эта функция осуществлялась с помощью специальной пружины, изменение силы упругости которой создавали прижимную силу относительно положения, сбалансированного грузом противовеса.
 
Более простая версия, а именно RB 250, использующая ту же трубку из алюминиевого сплава – не имеет в своей конструкции подобного усложнения. Груз противовеса в этой модели просто может перемещаться по резьбовому валу, а точность прижимной силы обеспечивается подсчетом количества оборотов относительно сбалансированного состояния тонарма. Таким образом, прижимную силу в более простой модификации обеспечивает только положение противовеса. Я помню спецефическую окраску при воспроизведении тонармом RB 300. В конце 90-х, работая в "Аудио Магазине", я тестировал несколько моделей проигрывателей, и они находились у меня дома более полугода. Тогда RB 300 стоял и на Systemdek 2×2, и на Michell Gyrodek.Одновременно у меня находились Roksan Xerxes и второй Systemdek 2×2, на которых были установлены тонармы Roksan Tabriz.
 
Вспоминается, что я никак не мог понять, почему один Systemdek, на котором был установлен тонарм RB 300, воспроизводил записи более резко, напоминая звучание компакт-диска. Особенно это ощущалось на резких динамических выбросах оркестра – в момент тутти струнные проявляли жескость, терялся естественный баланс между шумом звукоизвлечения и тоном, скрипки и альты смешиваясь, становились похожими. Терялось естество тембра, он становился внутренне напряженным, неестественным. Хотя, думаю, многие аудиофилы, для кого музыка не цель, а цель – рассуждение об аудио, могут дать предпочтение такому искаженному воспроизведению. Если слушать безотносительно понимания содержания музыки, используя простые музыкальные жанры – то может показаться, что в голосе певцов больше напряжения – а значит лучше передаются эмоции. Но так как наш журнал ориентирован все-таки на разбирающихся в музыке меломанов, я открыто скажу, что инженеры Audio Note действительно правы: модель RB 300 искажает тембр, внося резонансы в звучание, делая его менее натуральным. Тогда, в конце 90-х, я обратил внимание на то, насколько отличалось воспроизведение тонармом Roksan Tabriz. Его звучание было намного естественнее и мягче. Однако, мне тогда казалось, что он подкрашивает тембры, уводя их в "теплую" сторону. Но сложно теперь делать выводы, ведь в тонармах использовались совершенно разные провода. Может провод в тонарме Roksan добовлял теплоты. Это, кстати, в какой то мере подтвердилось после прослушивания модели Xerxes. Помню только, что модель Tabriz имела возможность легкой смены выходного кабеля, и это позволило добиться очень высокой прозрачности воспроизведения, которая отвлекла от проблем с окраской звучания.
 
RB 300 звучал в целом нейтральнее, передавал больше градаций тембра в тихих местах записей. Но стоило оркестру войти в тутти, стоило поставить диск с большим количеством голосов и инструментов – появлялась механистичность и жесткость. Почему я об этом так подробно говорю? Потому что стол от Audio Note - это почти тот же Systemdek! Нисколько не умоляя новые достоинства этого стола, являющиеся результатом введения дополнительного двигателя, новых антирезонансных материалов ведущего диска, экранирования и т.п., хочу отметить, что при прослушивании я очень ярко вспомнил старый Systemdek. И в этот раз, с тонармом RB 250 была совершенно другая картина. Мощнейшие динамические выбросы не вносили в звучание никаких резонансов – тембры натуральных инструментов сохраняли ясность и натуральность на всем протяжении динамического изменения звука. При этом сохранялась "реговская" нейтральность и способность передавать большое количество градаций тембра. Вспоминается, что и противовес у RB 300 был меньшего диаметра. Это придавало некоторую "сжеванность" при воспроизведении большого состава и невнятное бубнение в басовых регистрах, не позволяющее толком расслышать партии басовых инструментов. Может на простой популярной музыке ритм баса и не разрушался, точнее сказать – воспринимался удовлетворительно – однако уже на джазе хотелось отчетливее слышать контрабас и барабаны. Помню, что когда заменил противовес, переставив его с Michell, звучание задышало – партии инструментов раздвинулись, перестали слипаться, появилась ясность, стало легче следить за линиями. У Michell – противовес был тоньше, но больше диаметром. Это позволяло изменить приведенную массу. В модели RB 250 - противовес по форме похож на "мишеловский". Хотя сейчас Michell предлагает более интересные конструкции противовеса для модели тонарма Rega RB 250. Грузик теперь сильно смещен под ось тонарма.  
 
Многие предпочитают применять противовес, разработанный фирмой Michell Engineering. Он позволяет проигрывать с меньшими проблемами коробленные диски, имея лучшее слежение за канавкой – за счет смещения центра тяжести противовеса. Желающие могут поискать подробную информацию на сайте фирмы - здесь.  Можно заказать и переходной вал и противовес "мишелловской" конструкции.
 
Свою версию предлагает немецкая фирма Clearaudio. Я не слышал этого противовеса, но судя по другим аксессуарам от этой фирмы (о которых обязательно будет рассказано) – заметный выигрыш в качестве воспроизведения должен быть.
 
 
Фирма Rega утверждает, что продолжает выпускать тонарм RB 300 в версии OEM, однако ни одна новая модель проигрывателя от фирмы Rega теперь не использует этого  тонарма. В новом RB 301 уже применяется какая-то новая конструкция системы антискетинга. Также изменено крепление нового тонарма к столу – оно теперь осуществляется тремя винтами. Не знаю, существует ли модификация со старым классическим креплением скорее всего такой модификации пока нет. Как изменилась система установки прижимной силы в новой конструкции – еще предстоит узнать. Однако старая конструкция, та что применена в старом RB 300 - действительно портила звук. Скорее всего на качество воспроизведения отрицательно влияла пружина, или какой-то просчет, допущенный в этой конструкции.
 
Владельцам тонарма RB 300 хочу посоветовать не использовать механизм установки прижимной силы. Следует поставить значение на кольце "0", а прижимную силу отрегулировать с помощью специальных весов. Если сверхточные электронные весы не по карману, то следует приобрести хотя бы механические. Такие весы есть у фирмы Clearaudio и Ortofon. Стоимость их вполне реальная. 
 
   
 

Тонарм RB 250 вполне справляется со своими задачами, тем более, что провода от Audio Note действительно уникальные, и на их ответственности лежит очень большой процент успеха от качества воспроизведения этого тонарма. Здесь надо дополнительно сказать, что противовес тонарма RB 250 крепится на пластиковом резьбовом переходном валу, а в RB 300 – вал был металлическим. Влияет ли отрицательно пластиковый вал – сказать сложно. В звуке никаких противоестественных призвуков не обнаружилось. Передаваемый тембр акустических инструментов очень натуральный. Для любителей и энтузиастов апгрейда – совет уже есть. Это Michell, или другие фирмы, специализирующиеся на апгрейдах.  

Как настраивать головку можно прочитать во многих местах. У нас на сайте, в разделе «Важные рекомендации», появилась статья Евгения Комиссарова, где он объясняет суть настройки самым подробным образом. Я даже не встречал такого подробного описания на западных сайтах. Так что желающие имеют возможность глубоко разобраться в сути этой настройки.
 

Но об одной настройке, которая необходима данному проигрывателю, и о которой почему-то никто из протестировавших его не говорит - придется дополнительно сказать.
Проигрыватель Audio Note TT2 использует подвесное шасси (иногда его еще называют субшасси), которое крепится на трех пружинах. Винты, доступные с верхней поверхности корпуса - регулируют силу упругости этих пружин. Такая конструкция – механический фильтр от низкочастотных внешних колебаний. Однако от степени сжатия пружин меняется и сила их упругости, а следовательно - резонансная частота и частота среза фильтрации системы. В старых обзорах на Systemdek, насколько я помню, было написано, что система настраивается на частоту 1 Гц. В инструкции к проигрывателю Audio Note даны очень грубые рекомендации. Сказано, что после установки диска, следует добиться с помощью винтов такого положения, когда диск будет возвышаться над корпусом примерно на 4 мм.
 
Я рекомендую точную настройку проводить на слух. После того, как будут приведены в соответствие с правилами все настройки, следует осторожно, поворачивая все три винта каждый раз на 10 градусов, проводить прослушивание. Так следует продолжать до тех пор, пока тональный баланс будет верным. Это значит, что сила упругости пружин – верная. При чрезмерно отпущенных пружинах (то есть когда диск находится ниже, чем следовало бы), в звуке будет наблюдаться некоторая рыхлость и провал в среднем басу – притом, что субъективное ощущение низкого баса может быть удовлетворительным. В таком положении может наблюдаться отсутствие грудных составляющих тембра голоса, отсутствие баланса между виолончельной группой в оркестре и более высокими регистрами, отсутствие связи духовых и струнных. При слишком затянутых пружинах, звучание становиться мутным и грязным, ощущается проникновение посторонних резонансов, теряется эшелонирование, мягкость и натуральность тембров. Голоса становятся более плоскими. Так что точную регулировку высоты подвеса – следует проводить на слух.
 
Настройка и прослушивание должны осуществляться с установленным на диск клэмпом!

Dali Ikon 6 акустические системы 

В качестве акустических систем были использованы Dali Ikon 6 с особыми бумажными СЧ/НЧ – диффузорами, отличающиеся высокой чувствительностью. Разработчик утверждает, что широкая диаграмма направленности в области высоких частот, обеспечиваемая ленточным излучателем, позволяет ставить колонки параллельно стене. При этом – стереоэффект будет наблюдаться не только в узкой зоне, как это бывает с колонками с обычными ВЧ-куполами, а почти везде, начиная от дальности, равной величине базы между АС.
 

Технические характеристики акустических систем Dali Ikon 6:
Диапазон частот  37 – 30 000 Гц +/- 3 дБ
Чувствительность 91,5 дБ
Сопротивление 6 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя 25 – 150 Вт
Частоты кроссовера 800 / 3200 / 14000 Гц
Частота настройки фазоинвертора 36,0 Гц
Магнитное экранирование: полумагнитоэкранированы
Габаритные размеры В/Ш/Г 1000 X 190 X 330 мм
Масса 18,6 кг
Сайт производителя www.dali.dk/display_content.php/RU

Хотя АС воспроизводили неплохо, передавали крупный образ, много высоких, прозрачный и чистый звук – но мне показалось, что со сложными тембрами оркестра у этих АС дела обстоят не очень хорошо. В разных частях диапазона – в звукопередаче была разная детальность и прозрачность, за счет чего, порой, разрушалась целостная картина звукового образа. Хотя, на музыке популярных жанров этого вовсе не ощущалось - там не стоит задача верной передачи оркестровой вертикали.
 Мы включили в тракт АС B&805 S более высокой ценовой категории и убедились, что музыкальный потенциал корректора более высокий, чем могут показать АС Dali. Честно говоря, хотелось и усилитель сменить на более дорогой. Но об этом более подробно будет написано позже.

***
 
Creek OBH-15 сумел воспроизвести те «диалоги» между инструментами оркестра, которые я никак не ожидал услышать от корректора этого ценового диапазона. Особо хочется обратить внимание на переходные динамические процессы, воспроизводимые корректором. Звуки очень естественно затухают и усиливаются, создавая иллюзию присутствия на концерте величайших мастеров, таких как, к примеру, Святослав Рихтер или Эмиль Гилельс. Именно их записи мы поначалу проигрывали на этой системе. Те, кому действительно важно услышать все нюансы интерпретации, думаю, поймут, о чем идет речь. Говоря, что тембр хорошо передается для корректоров данной ценовой категории, хочу напомнить, что когда разговор идет о виниле – это означает, что он передается в несколько раз лучше, чем в этой категории передают проигрыватели компакт-дисков.

Еще особо хочется отметить головки Audio Note IQII и IQIII. Они способны прекрасно передавать натуральность тембров инструментов. Несмотря на то, что эти головки являются головками MM, они обойдут многие головки MC в ценовой категории до $2000 – по способности воспроизводить «цветовые» градации инструментов оркестра, особенно в нижней и средней частях диапазона.

 Корректор также был опробован с Thorens TD-318 моего приятеля, где головкой звукоснимателя служила Audio Technica 440. Корректор показал хорошую совместимость со всеми головками, выявив также значительную разницу в воспроизведении дорогих головок Audio Note QII, QIII и бюджетных Audio Technica AT440MLa, Ortofone Super OM20. Далее